Прыжки в фигурном катании

Материал из Фигурное Катание
Перейти к навигации Перейти к поиску

Прыжки — это обязательные элементы программы фигурного катания для всех дисциплин, кроме спортивных танцев на льду. Как пишет Елена Чайковская в своей книге, без них «фигурное катание теряет свою остроту».[1] Прыжки разделяются на две группы: рёберные, когда фигурист отталкивается от ребра опорного конька, и зубцовые, когда отталкиваются зубцом (носком) свободной ноги.[2] Прыжки под названием сальхов, риттбергер и аксель — рёберные, а тулуп, флип и лутц — зубцовые (носковые) прыжки. Самым сложным из всех прыжков является аксель.[3]

В настоящее время сильнейшие фигуристы владеют прыжками в 4 оборота. Кроме того, появились каскады прыжков, когда несколько прыжков выполняется подряд, например, два тройных или четверной-тройной-двойной. Высота прыжка зависит от силы толчка опорной ноги и от маха свободной.[1] Кроме того, необходимо закончить прыжок или каскад красивым выездом.[4]

Мужчины стараются включать в программы один или два четверных, женщины — все тройные, за исключением акселя, который является самым сложным. Фигуристы в парном катании также выполняют «выбросы». Алексей Мишин отмечает, что владение сложными прыжками часто дает спортсмену решающее преимущество перед соперниками.[5]

Кроме многооборотных прыжков, различают также подскоки (прыжки до полуоборота, в которых фигурист демонстрирует красивую позу; считаются связующими и разрешены в дорожках шагов) и прыжки во вращение (правила ИСУ относят их к вращениям, а не к прыжкам).

Содержание

История

 
Джамал Отман приземляется после прыжка на Skate Canada International 2006 года.

На водоёмах бывают препятствия — проруби, бугры, вмёрзший мусор — и конькобежец, естественно, должен уметь преодолевать их[5]. Когда появились железные коньки с двумя рёбрами, появилась возможность это делать прыжком, не сбавляя хода. Когда начали рисовать на льду картинки и вензели, потребовалось прыжком прерывать линию, чтобы начать с другого места. Чтобы выход получился под углом ко входу, изобрели прыжки с вращением — перекидной и риттбергер[6]. В конце XIX века Аксель Паульсен сенсационно прыгнул перекидной в полтора оборота — в дальшейшем этот трюк назвали «прыжком Акселя Паульсена», или акселем.

В начале XX века появились и другие прыжки. Ульрих Сальхов осознал, что можно добавить угловой скорости, раскрутившись «тройкой». Для более мощного толчка назад на обязательных фигурах коньки снабдили зубцом спереди; выяснилось, что этот зубец удобен как опора на прыжках. В те времена принято было считать, что прыжки доступны не каждому фигуристу, только наиболее одарённым. Выдающиеся спортсмены включали в свои программы два-три сложных прыжка — лутц и флип в один оборот, а также прыжки в полтора оборота[5].

К 30-м годам фигуристы освоили все двойные прыжки, кроме акселя. Тогдашняя прыжковая техника большего не позволяла — пока тренер Гюста́в Люсси́ (или, в американской транскрипции, Гус Ласси) не произвёл переворот, заложив основы современной техники прыжков. На Белой Олимпиаде в Санкт-Морице (1948) его ученик Дик Баттон буквально летал над катком, наградой ему стала золотая олимпийская медаль в одиночном катании. «Изюминкой» выступления стал аксель, исполненный совсем иначе, чем «прыжок Паульсена». Сразу две новинки — «шаг в воздух» и плотная группировка со скрещёнными ногами — позволили провернуться на 2,5 оборота. Именно с Баттона в фигурном катании «прописались» прыжки в несколько оборотов и другие акробатические элементы. В 1952 году тот же Баттон исполнил первый тройной прыжок — риттбергер.

В 1976 году Терри Кубичка исполнил сальто. На следующий сезон сальто запретили.

К середине 1980-х годов обычным делом у мужчин стал тройной аксель. Первый четверной тулуп выполнил Курт Браунинг в 1988 г.[7] В 1998 году Тимоти Гейблу покорился четверной сальхов, в 2011 году Брэндону Мрозу — четверной лутц. Первый (на декабрь 2011 года) четверной среди женщин — сальхов — исполнила Мики Андо в 2002 году. В 2017 четверной сальхов стала заявлять на соревнования тринадцатилетняя Александра Трусова, но выполнить его чисто ей удалось только в 2018 году на финале кубка России. Через две недели на юниорском чемпионате мира она впервые выполнила два четверных прыжка в произвольной программе: тулуп и сальхов.[8] Она же стала первой исполнительницей каскада с четверным прыжком — на этапе юниорской серии Гран-При она чисто выполнила четверной тулуп в каскаде с тройным тулупом. На этапах юниорской серии Гран-При 2018 года было предпринято две попытки исполнения четверного лутца женщинами — Александрой Трусовой (недокрут) в Каунасе и Анной Щербаковой (недокрут и падение) в Ричмонде.

К концу 2016 года мужчины исполнили все три четверных прыжка без смены ноги: лутц, флип, риттбергер.

Существует более десятка разных вращательных прыжков. Впрочем, ещё в середине XX века стандартом стали шесть наиболее эффективных заходов, позволяющих исполнить три-четыре оборота. Именно эти заходы объявили «зачётными» в Новой системе судейства.

Многооборотные прыжки

Зубцовый Рёберный Шаблон:Nobr
Шаблон:Nobr
Заход с
внешнего ребра
Заход с
движения назад
Одинарный
(базовая оценка)2
Двойной
(базовая оценка)2
Тройной
(базовая оценка)2
Четверной
(базовая оценка)2
Покорение четверного3
мужчинами
Покорение четверного3
женщинами
Тулуп Шаблон:Yes Шаблон:Нет Шаблон:Нет Шаблон:Yes Шаблон:Yes 0,4 1,3 4,2 9,5 Шаблон:Yes Шаблон:Yes
Лутц Шаблон:Yes Шаблон:Нет Шаблон:Yes Шаблон:Yes Шаблон:Yes 0,6 2,1 5,9 11,5 Шаблон:Yes Шаблон:Yes
Флип Шаблон:Yes Шаблон:Нет Шаблон:Yes Шаблон:Нет Шаблон:Yes 0,5 1,8 5,3 11,0 Шаблон:Yes Шаблон:Нет
Сальхов Шаблон:Нет Шаблон:Yes Шаблон:Yes Шаблон:Нет Шаблон:Yes 0,4 1,3 4,3 9,7 Шаблон:Yes Шаблон:Yes
Риттбергер Шаблон:Нет Шаблон:Yes Шаблон:Нет Шаблон:Yes Шаблон:Yes 0,5 1,7 4,9 10,5 Шаблон:Да Шаблон:Нет
Аксель Шаблон:Нет Шаблон:Yes Шаблон:Yes Шаблон:Yes Шаблон:Нет 1,1 3,3 8,0 12,5 Шаблон:Частично[9] Шаблон:Нет

1 Здесь и далее слова «левый» и «правый» относятся к спортсмену с левым вращением, коих большинство.

2 Данные на сезон 2018—2019 за чистый прыжок (недокрут до 90°). За недокрут до 180° начисляется 70 % баллов. Если недокрут больше 180° — оценка на одну ступень меньше (например, неудавшийся тройной оценивается как двойной).[10]

3 Зелёный цвет — исполнен на соревновании, санкционированном ИСУ (без серьёзных ошибок — падений, приземлений на две ноги, недокрутов; указано соревнование, на котором прыжок был впервые засчитан). Жёлтый — были неудачные попытки. Красный — на соревнованиях не исполнялся.

Техника исполнения

 
Заход на аксель и амортизация. Хорошо видно типичное для акселя торможение ребром. Лю Янь, Nebelhorn Trophy 2009, FS.[11]

Многооборотный прыжок состоит из пяти фаз:

  1. Заход. Фигурист разгоняется; чтобы добавить угловой скорости, делает разворот. Заодно разворот скрывает фазу амортизации, чтобы прыжок был неожиданным для зрителей.
  2. Амортизация. Выйдя на нужную траекторию, фигурист сильно приседает на одной ноге.
  3. Толчок — опорной ногой в рёберных прыжках, и свободной в зубцовых. В закрутке участвуют поворот корпуса, мах свободной ногой и крутизна траектории захода[12]. В подбросе — собственно толчок, движение рук, свободной ноги и разгон. Чтобы не упасть на дуге выезда, ещё в момент толчка нужно наклониться внутрь этой дуги — поэтому так сложен лутц.
  4. Полёт. Чтобы выполнить за время полёта несколько оборотов, нужно сгруппироваться как можно быстрее и плотнее — а в момент приземления резко разгруппироваться. Левая нога ставится накрест с правой — осью вращения должна быть та нога, на которую приземляешься. До 180° «съедается» отталкиванием, до 90° — приземлением, поэтому, например, в тройном прыжке спортсмен проворачивается в воздухе на 2,25—2,5 оборота.
  5. Приземление. Во всех шести прыжках «левый» спортсмен будет приземляться на правый конёк — сначала на зубец, после чего ставит конёк на полоз и делает выезд на внешнем ребре. Вращение гасится частично движением руками и свободной ногой, частично — выездом по дуге.

Травматизм

Одиночное катание ненамного отстаёт по травмоопасности от парного — в первую очередь из-за прыжков. У фигуристов часты травмы коленного и тазобедренного суставов от неудачного падения.[13] Не менее серьёзная проблема — искривление позвоночника, скручивание поясницы и суставов от постоянного приземления на одну и ту же ногу.

Отличия

Здесь приведена лишь разница для болельщиков, помогающая отличить один прыжок от другого. Различия в технике исполнения приводятся в соответствующих статьях.

Зубцовые

Лутц выполняется с внешнего ребра левой ноги, поэтому траектория фигуриста выглядит как буква S. Основной заход на лутц — длинная дуга, поэтому отличить его от флипа (исполняемого с другого ребра) несложно.

Тулуп выполняется с внешнего ребра правой ноги — таким образом, на выходе фигурист оказывается в той же позиции, что и на входе. Поэтому тулуп подходит на роль второго прыжка в каскаде. С длинной дуги не исполняется, типичные заходы — тройка вперёд-внутрь и вальсовая тройка.

Флип выполняется с внутреннего ребра левой ноги. Исполняется с разворота: тройки вперёд-наружу или моухока на внутренних рёбрах[14].

Рёберные

 
Аксель.

Аксель разительно отличается техникой от всех остальных прыжков — с хода назад спортсмен, перед тем как прыгнуть, делает разворот. И уже с движения вперёд, после замаха правой ногой, исполняется прыжок.

Риттбергер, как и тулуп, выполняется с внешнего ребра правой ноги — поэтому он тоже кандидат на роль второго прыжка в каскаде. Для стороннего наблюдателя риттбергер — самый «бесхитростный» прыжок, без заметных подготовительных движений. Чаще всего исполняется с дуги или с тройки вперёд-внутрь.

Сальхов выполняется только с разворота (тройки вперёд-наружу или моухока). Прыжок делается с внутреннего ребра левой ноги и всегда сопровождается характерным махом правой ногой вокруг тела. Тройные и четверные сальховы часто исполняются с двух ног, неопытный болельщик может принять такой сальхов за тулуп или флип.

Каскады прыжков

В каскаде отрыв второго прыжка происходит из той позиции, в которой спортсмен приземляется после первого, без каких-либо шагов и перегруппировок.[15] Поэтому из стандартных прыжков в качестве второго пригодны тулуп и риттбергер. Альтернативы:

  • Вторым прыжком исполнить ойлер, затем сальхов или флип. Например, аксель-ойлер-флип. Повсеместно практикуется любителями, а также на роликах. С Новой системой судейства фигуристам высокого класса такие каскады невыгодны.
  • В каскадах с прыжками более чем один оборот, прыжки можно приземлять на любую из ног (за исключением последнего прыжка в каскаде). Это правило использовал Артур Дмитриев, первым исполнив каскад 3Lz+3F (тройной лутц – тройной флип). Дмитриев приземлил первый прыжок на левую ногу. Раннее каскады с флипом вторым прыжком никогда не исполнялись[16].
  • Сделать вторым прыжком лутц в противоположную сторону. Такое практиковалось в эпоху одиночных прыжков; сейчас большинство фигуристов отрабатывают прыжки только в одну сторону. К тому же первый прыжок нужно выполнить уверенно, с большим «запасом» — траектория захода на лутц очень пологая.

Каскад тройного прыжка с двойным — обязательный элемент одиночного катания в соревнованиях международного уровня. По данным на сезон 2010—11, в произвольной программе одиночникам разрешён один каскад не более чем из трёх прыжков и ещё два — по два прыжка. Парам — один каскад из трёх прыжков.[17]

А. Мишин делит каскады на две категории:[15] в одних второй прыжок исполняется за счёт остаточного вращения с первого (любой стандартный — риттбергер), в других — прыжки выполняются раздельно (любой стандартный — тулуп, одноногий аксель — сальхов).

Прыжки во вращение

Шаблон:Main

Обязательный элемент одиночников (и мужчин, и женщин). Современные правила относят прыжки во вращение к вращениям, а не к прыжкам.

Прочие прыжки

Разное

  • «Козлик», также «заячий подскок» (Шаблон:Lang-en) — несложный прыжок, который разучивается начинающими, чтобы контролировать тело в воздухе. Встречается преимущественно в детских программах. Крайне редко — в дорожках шагов.
  • Сальто запрещены в соревнованиях, тем не менее, нередко выполняются в ледовых шоу.

С отрывом типа риттбергера

Шаблон:Main

  • Ойлер (Шаблон:Lang-en) — однооборотный прыжок с приземлением на маховую (левую) ногу назад-внутрь, изредка применяется как промежуточный между любым стандартным и сальховом/флипом.
  • Валлей, цак (Шаблон:Lang-en) — прыжок, похожий на риттбергер, но исполняется с внутреннего ребра правого конька.
  • Внутренний аксель — выполняется с внутреннего ребра правой ноги ходом вперёд, мах выполняется левой ногой.

С отрывом типа флипа/лутца

Шаблон:Main

 
Саша Коэн исполняет прыжок в шпагат на показательных выступлениях.
  • Прыжок в шпагат (Шаблон:Lang-en) — вид прыжка, в котором фигурист принимает позицию шпагата в воздухе. В отличие от большинства других прыжков, суть этого прыжка — не во вращениях, а в позиции: необходимо принять определённую позицию в воздухе, а не вращаться определенное количество раз.[18] В качестве альтернативы некоторые фигуристы выполняют «русский шпагат», широко расставляя ноги в воздухе.[18] «Олень» (Шаблон:Lang-en) — прыжок, напоминающий продольный шпагат, но маховая нога сгибается в колене. Прыжки в шпагат выполняются на манер флипа или лутца,[19] но спортсмен не группируется, а, наоборот, принимает нужную позу и, провернувшись на пол-оборота, приземляется вперёд на зубец.

С отрывом типа акселя

Шаблон:Main

В парном катании

Параллельный прыжок

Также «синхронный прыжок». Дама и кавалер исполняют одновременно один и тот же прыжок так, чтобы у зрителей осталось впечатление согласованности. Если у партнёров сильно различается техника, прыжки синхронизируют по выезду, стараясь сделать позы выезда идентичными. Обычно ближе к судьям располагают даму. Фигуристы мирового класса, как правило, исполняют тройной сальхов/тулуп, реже — двойной аксель. Прыжки более сложные (риттбергер, флип, лутц) на данный момент (2011) встречаются крайне редко.

Каскады в короткой программе не исполняются, в произвольной на сезон 2010—11 разрешён один каскад из трёх прыжков.

Поддержка, выброс, подкрутка

Шаблон:Main Обязательные элементы парного катания, в основе которых — элемент связанный с вращением, исполняемый партнершей.

См. также

Литература

  • Мишин А. Н. Прыжки в фигурном катании //М.: Физкультура и спорт. – 1976.
  • Гришина М. В. Исследование некоторых факторов мастерства фигуристов одиночного катания для совершенствования управления тренировочным процессом. – 1975.

Ссылки

Примечания