Шаги: различия между версиями
(Новая страница: «Шаги в фигурном катании соединяют все элементы программы в единое целое[1]. Они представл…») |
(→Выкрюк) |
||
(не показано 5 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | Шаги в фигурном катании соединяют все элементы программы в единое целое[1]. Они представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. | + | '''Шаги в фигурном катании''' соединяют все элементы программы в единое целое[1]. Они представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. |
Разные шаги и повороты корпуса, выполняемые в комбинации, называются «дорожкой шагов», которая являются обязательным элементом в программе фигуристов. Шаги могут служить для набора скорости перед прыжком или в качестве связующих элементов, то есть для украшения программы. Они создают естественный переход от одной части композиции к другой или соединяют один элемент с другим. В исполнении шагов ценится четкость, плавность и то, попадает ли фигурист в такт музыке. Елена Чайковская пишет, что шаги «должны раскрывать ритмические особенности музыки, техническое и артистическое мастерство спортсмена». | Разные шаги и повороты корпуса, выполняемые в комбинации, называются «дорожкой шагов», которая являются обязательным элементом в программе фигуристов. Шаги могут служить для набора скорости перед прыжком или в качестве связующих элементов, то есть для украшения программы. Они создают естественный переход от одной части композиции к другой или соединяют один элемент с другим. В исполнении шагов ценится четкость, плавность и то, попадает ли фигурист в такт музыке. Елена Чайковская пишет, что шаги «должны раскрывать ритмические особенности музыки, техническое и артистическое мастерство спортсмена». | ||
Шаги и повороты — главные критерии оценки спортсменов в танцах на льду. Например, партнеры в обязательном порядке исполняют синхронные серии твизлов — быстрых поворотов на одной ноге. | Шаги и повороты — главные критерии оценки спортсменов в танцах на льду. Например, партнеры в обязательном порядке исполняют синхронные серии твизлов — быстрых поворотов на одной ноге. | ||
+ | |||
+ | == Сводная таблица == | ||
+ | |||
+ | Сложность шагов: | ||
+ | * <span style="color:green">зелёный</span> — простейшие (широко применяются в обучении катанию на коньках). Простейшие безымянные<ref name="немоухок" /> переходы с заднего хода на передний отмечены вопросительным знаком (<span style="color:green">?</span>). | ||
+ | * <span style="color:orange">оранжевый</span> — простые. | ||
+ | * <span style="color:red">красный</span> — сложные (признаются таковыми правилами фигурного катания<ref>[http://static.isu.org/media/207718/1944-sptc-sov-communication-2015-2016.pdf Шкала оценок на 2015-16], с. 9</ref> | ||
+ | |||
+ | {| class="wikitable" border="1" | ||
+ | |- | ||
+ | ! | ||
+ | ! colspan=2 | Без смены ноги <small>(на одной ноге)</small> | ||
+ | ! colspan=2 | Со сменой ноги <small>(на двух ногах)</small> | ||
+ | |- | ||
+ | ! | ||
+ | ! Без смены ребра | ||
+ | ! Со сменой ребра | ||
+ | ! Без смены ребра | ||
+ | ! Со сменой ребра | ||
+ | |-align="center" | ||
+ | ! Без смены направления | ||
+ | | <span style="color:green">Дуга</span>, <span style="color:red">петля</span> | ||
+ | | <span style="color:orange">Перетяжка</span> | ||
+ | | colspan=2 | <span style="color:green">Основной шаг, беговые шаги, подсечки, шассе, кроссролл</span> | ||
+ | |-align="center" | ||
+ | ! Со сменой направления<br /><small>(развороты в движении)</small> | ||
+ | | <span style="color:red">Крюк, выкрюк</span> | ||
+ | | <span style="color:orange">Тройка</span>, <span style="color:red">скобка</span>, <span style="color:red">твизл</span> | ||
+ | | <span style="color:green">?</span>, <span style="color:orange">моухок</span> | ||
+ | | <span style="color:green">?</span>, <span style="color:red">чоктау</span> | ||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | === Дуги === | ||
+ | |||
+ | ''Дугой'' называется участок, на котором фигурист едет на одной ноге, в одном направлении и на одном ребре. Длина участка не играет роли: это может быть и коротенькая дуга в 30–40 см, присущая [[прыжки в фигурном катании|каскаду]] «любой прыжок — [[риттбергер]]», и проезд в половину катка. | ||
+ | |||
+ | Дуги — основа фигурного катания, и фигуристов учат уверенно держать ребро, а на длинных дугах — демонстрировать красивую позу. Одно из первых упражнений — разучивание дуг в форме полукруга поочерёдно на двух ногах. | ||
+ | |||
+ | Простейшая из [[обязательные фигуры|обязательных фигур]] называется «дугой», «голландским шагом» или «кругом». Это круг, диаметром примерно в 10 длин конька фигуриста, исполненный три раза на каждой ноге. Коэффициент сложности всех дуг равен единице, исключение составляют дуги назад-внутрь (LBI и RBI), коэффициент сложности которых равен двум. | ||
+ | |||
+ | ==== Запись шагов ==== | ||
+ | |||
+ | Дуги характеризуются тремя параметрами: нога, направление и ребро. Ноги различают правую (R) и левую (L); направления — вперёд (F) и назад (B), рёбра — внутреннее (I) и внешнее (O). Шаги записывают как последовательность дуг. Например, простейший разворот в движении — вальсовую тройку — можно записать как LFO → LBI → RBO. | ||
+ | |||
+ | Дополнительно детальное описание шага может содержать обозначение положения свободной ноги, плеч и участка соприкосновения лезвия конька со льдом. | ||
+ | |||
+ | === Петля === | ||
+ | |||
+ | Петля считается сложным шагом: чтобы проехать по самопересекающейся траектории, нужно совершить сложное движение корпусом, руками и свободной ногой. Петли исполняются, как правило, в дорожках шагов. | ||
+ | |||
+ | == Шаги без смены ноги == | ||
+ | |||
+ | === Тройка === | ||
+ | [[Файл:Threeturn.GIF|thumb|left|140px|Тройка]] | ||
+ | Тройка ({{lang-en|3 turn}}) — поворот на одной ноге со сменой ребра конька и направления движения. Тройка, пишет [[Мишин, Алексей Николаевич|Алексей Мишин]] в книге «Фигурное катание на коньках», выполняется за счет небольшого разворота плеч и бедер в сторону движения.<ref name="mishin dances">{{книга|часть = Глава 10. Спортивные танцы на льду|заглавие = Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ|оригинал = |ссылка = http://www.tulup.ru/articles/98/glava_10_sportivnye_tancy_na_ldu.html|ответственный = Под общ. ред. [[Мишин, Алексей Николаевич|А. Н. Мишина]]|издание = |место = М.|издательство = Физкультура и спорт|год =1985 |страниц = 271 }}</ref> | ||
+ | Она называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид [[3 (цифра)|цифры 3]]:<ref>{{cite web|url=http://www.tulup.ru/elements/7/troika.html|title=Тройка (Three turn) — Элементы фигурного катания|accessdate=7.1.2009|publisher=Tulup|archiveurl=https://www.webcitation.org/68F1uXPhi|archivedate=2012-06-07}}</ref> каждое ребро оставляет дугообразный след, а изгиб посередине формируется во время смены ребра. Тройка — базовый элемент фигурного катания и основной способ изменить направление движения по льду. Именно тройку и моухок начинающие фигуристы выучивают в первую очередь. Кроме того, она используется в заходах на прыжки [[Тулуп (прыжок)|тулуп]] и [[флип]]. Это наиболее часто встречающийся поворот в танцах на льду.<ref name="mishin dances"/> | ||
+ | |||
+ | === Скобка === | ||
+ | [[Файл:Bracket.GIF|thumb|140px|Скобка]] | ||
+ | Скобка — поворот на одной ноге, оставляющий след наподобие [[Скобка|фигурной скобки]] «<big>}</big>». Скобки считаются сложным видом поворота и исполняются, как правило, только в дорожках шагов. Она похожа на «тройку», но более сложна в исполнении, потому что во время тройки зубец поворачивается внутрь окружности, по направлению движения, а в скобке — в противоположную сторону.<ref>{{cite web|url=http://www.tulup.ru/elements/8/skobka.html|title=Скобка (Bracket) — Элементы фигурного катания|accessdate=7.1.2009|publisher=Tulup|archiveurl=https://www.webcitation.org/68F1vPUln|archivedate=2012-06-07}}</ref> В произвольном катании распространены две последовательных скобки в разные стороны: сначала конёк двигается зубцом назад, потом оказывается зубцом вперёд, а потом опять назад. | ||
+ | |||
+ | Если на тройке фигурист разворачивается за счёт [[третий закон Ньютона|реакции льда]], то скобка выполняется против реакции льда, за счёт движения корпусом в противоположную сторону. | ||
+ | |||
+ | === Крюк === | ||
+ | Крюк ({{lang-en|Rocker turn}}) — это поворот на одной ноге. В отличие от троек и скобок, где конек в начале и в конце движется по единой линии, в выкрюках направление меняется на противоположное. Если представить, что фигурист движется по окружности вдоль бортика катка, то в тройках и скобках после поворота конька он продолжает движение в прежнем направлении, а после крюка происходит смена окружности.<ref>{{cite web|url=http://sk8stuff.com/f_recog/recog_turns_1_foot.htm|lang=en|title=Recognition of Turns - 1 Foot|accessdate=7.1.2009|publisher=sk8stuff.com|archiveurl=https://www.webcitation.org/68F1wQ7B2|archivedate=2012-06-07}}</ref> Это выглядит так, будто фигурист заходит на поворот-тройку, а выходит из «скобки». | ||
+ | : [[Файл:Rocker_turn.gif|350px]] | ||
+ | |||
+ | === Выкрюк === | ||
+ | Выкрюк — это обратный вариант крюка. Он выглядит так, как будто фигурист заходит на скобку, а выходит тройкой. | ||
+ | : [[Файл:Counter.GIF|350px]] | ||
+ | |||
+ | Выкрюки и крюки используют для простой смены направления, но чаще их можно увидеть в дорожках шагов и в обязательных танцах у танцоров на льду. | ||
+ | |||
+ | === Перетяжка === | ||
+ | Элемент фигурного катания, при котором вес тела спортсмена, скользящего на одной ноге, плавно переносится с внутреннего на наружное ребро. После перетяжек, как правило, остается след в виде «змейки». | ||
+ | |||
+ | === Твизл === | ||
+ | [[Файл:Junior World Championships 2008 Kristina GORSHKOVA Vitali BUTIKOV OD.jpg|thumb|[[Кристина Горшкова]] и [[Виталий Бутиков]] исполняют твизлы на [[Чемпионат мира по фигурному катанию среди юниоров 2008|чемпионате мира среди юниоров]] в 2008 году.]] | ||
+ | Во время исполнения твизлов ({{lang-en|Twizzle}}) фигурист поворачивается на одной ноге по часовой или против часовой стрелки,<ref name="twiz"/> одновременно перемещаясь по дуге или прямой. От [[Вращения в фигурном катании|вращения]] твизл отличается тем, что спортсмен не остается на одной точке, а двигается по льду. Предпочтительно, если фигуристы поднимают руки вверх.<ref>{{cite web|url=http://www.tarasova.ru/pressa/archive/22.html|title=Татьяна Тарасова: Использовать меня в качестве прораба нерентабельно|author=[[Вайцеховская, Елена Сергеевна|Елена Вайцеховская]].|datepublished=22 ноября 2004 года|publisher=tarasova.ru|accessdate=2009-04-03|deadlink=404|archiveurl=https://web.archive.org/20071117133157/www.tarasova.ru/pressa/archive/22.html|archivedate=2007-11-17}}</ref> | ||
+ | |||
+ | Серии твизлов выполняются партнерами в танцах на льду, где этот элемент является обязательным. Кроме того, он в обязательном порядке выполняется в [[Синхронное фигурное катание|синхронном фигурном катании]]. Твизлы являются одним из наиболее сложных танцевальных элементов.<ref name="mishin dances"/> | ||
+ | |||
+ | == Шаги со сменой ноги == | ||
+ | |||
+ | === Основной шаг === | ||
+ | |||
+ | === Шассе === | ||
+ | |||
+ | Простой танцевальный шаг, напоминающий основной. Внешняя нога отталкивается как обычно, внутренняя — лишь слегка поднимается. | ||
+ | |||
+ | === Кроссролл === | ||
+ | |||
+ | Танцевальный шаг со сменой ноги. Фигурист делает дугу на наружном ребре, после чего свободная нога заносится вперёд накрест с опорной. Заодно — упражнение на скольжение на внешнем ребре. | ||
+ | |||
+ | === Подсечка === | ||
+ | Подсечка ({{lang-en|[[:en:Crossover (figure skating)|Crossover]]}}) используется для набора скорости, при заходах на прыжки и вращения.<ref>{{cite web|url=http://www.tulup.ru/elements/6/podsechka.html|title=Подсечка (Crossovers) — Элементы фигурного катания|accessdate=7.1.2009|publisher=Tulup|archiveurl=https://www.webcitation.org/68F1wxmsH|archivedate=2012-06-07}}</ref> Подсечка считается простым связующим компонентом, поэтому если фигурист в промежутках между сложными элементами (например, [[Прыжки в фигурном катании|прыжками]]) будет передвигаться по льду только подсечками, без сложных шагов и поворотов, его программа станет менее интересной с хореографической точки зрения, потеряет в сложности, красоте и будет оценена судьями ниже. | ||
+ | |||
+ | === Беговой шаг === | ||
+ | [[Файл:Forwardcrossover.jpg|thumb|[[Кэти Тейлор]] использует беговой шаг вперед.]] Последовательность подсечек вперед или назад. | ||
+ | |||
+ | == Шаги со сменой ноги и направления == | ||
+ | |||
+ | === Моухок === | ||
+ | Моухок ({{lang-en|[[:en:Mohawk turn|Mohawk turn]]}}) — шаг со сменой направления движения, в котором участвуют обе ноги.<ref>{{cite web|url=http://www.tulup.ru/elements/9/mouhok.html|title=Моухок (Mohawk) — Элементы фигурного катания|accessdate=7.1.2009|publisher=Tulup|archiveurl=https://www.webcitation.org/68F1y1MJ3|archivedate=2012-06-07}}</ref> Обычно используется именно для смены направления движения или в дорожках шагов, но может служить и для захода на прыжок флип. | ||
+ | |||
+ | Простейший разворот LBO → RFO (применяемый, например, для захода на [[аксель (прыжок)|аксель]]) моухоком считать не принято<ref name="немоухок">[http://www5.isu.org/vsite/vfile/page/fileurl/0,11040,4844-204777-222000-173272-0-file,00.pdf Описание танца «рокер-фокстрот»]{{ref-en}}, дуги 7a, 7b кавалера или 6, 7a дамы моухоком не объявлены.</ref>. В любом случае, «настоящий» моухок (LFI → RBI или LFO → RBO) приходится специально разучивать, в то время как простейший разворот обычно «приходит» сам по себе, с отработкой езды спиной вперёд. Некоторые специалисты признают слово «моухок» только за красивыми танцевальными шагами — а не за бесхитростным переходом спереди назад из одиночного и парного катания. | ||
+ | |||
+ | Происхождение слова «моухок» таково. В начале XIX века Великобритания была увлечена индейцами, и однажды из Нью-Йорка приехал ансамбль индейцев [[мохоки|мохоков]], исполнявший воинские танцы. У них в танце было движение, напоминавшее [[кораблик (фигурное катание)|«кораблик»]]. А ведь именно через «кораблик» проще всего развернуться на примитивных коньках с недостаточной кривизной лезвий.<ref name="whymohawk">[http://figureskating.about.com/od/historyoffigureskating/f/mohawkname.htm Mohawk Ice Skating Turn — Origin of the Figure Skating Term «Mohawk»<!-- Заголовок добавлен ботом -->]</ref> | ||
+ | |||
+ | === Чоктау === | ||
+ | Чоктау ({{lang-en|[[:en:Choctaw turn|Choctaw turn]]}}) похож на моухок, но при чоктау дополнительно происходит смена ребра.<ref>{{cite web|url=http://www.tulup.ru/elements/10/choktau.html|title=Чоктау (Choctaw)|accessdate=7.1.2009|publisher=Tulup|archiveurl=https://www.webcitation.org/68F1yw3LX|archivedate=2012-06-07}}</ref> Он чаще всего используется в дорожках шагов. Чоктау включены во многие из [[обязательный танец|обязательных танцев]] у танцоров на льду. Простейшие шаги без противодвижения руками (например, традиционный заход на вращение RBI → LFO) чоктау называть также не принято. | ||
+ | |||
+ | Название «чоктау» впервые встречается в книге Максвелла Уитхэма (конец XIX века). Шаг, похожий на моухок, был назван по аналогии, [[чокто (народ)|другим индейским племенем]].<ref name="whymohawk" /> | ||
+ | |||
+ | == Наиболее известные комбинации шагов == | ||
+ | |||
+ | У всех этих комбинаций шагов есть огромное количество вариантов. Здесь указан наиболее распространённый, с движением против часовой стрелки, '''жирным''' шрифтом выделено «ядро» комбинации. | ||
+ | |||
+ | ; Вальсовая тройка : RBO (разворот) '''LFO (тройка) LBI (перейти на правую ногу) RBO'''<ref>[http://www.tulup.ru/elements/46/troika_valsovaya.html Тройка вальсовая (Waltz three turn) - Элементы фигурного катания<!-- Заголовок добавлен ботом -->]</ref>. | ||
+ | : Начинающие фигуристы не способны, совершив тройку, удержать дугу выезда<ref>Подобное упражнение — сделать тройку наружу и проехать LBI — называется «тройка-7» , по номеру [[обязательные фигуры|обязательной фигуры]], и для начинающих намного сложнее.</ref>. Намного проще перейти на правую ногу и выехать в красивой позе. Вальсовая тройка — самый простой разворот на правильно заточенных фигурных коньках. | ||
+ | |||
+ | ; Джексон : '''LFO (моухок) RBO («накрыть» левой ногой) LBI''' (толчок левой ногой) RFI (толчок правой ногой) LFO<ref>[http://www.tulup.ru/elements/40/jackson.html Джаксон (Jackson) - Элементы фигурного катания<!-- Заголовок добавлен ботом -->]</ref>. | ||
+ | : Противовращательные элементы — те, в которых туловище вращается против дуги движения — обычно сложны ([[лутц (прыжок)|лутц]], скобка, крюк, чоктау). Джексон уникален тем, что это очень простая противовращательная комбинация. Поэтому он широко применяется в дорожках шагов детей и непрофессионалов, чтобы резко сменить направление вращения. Спортсмены нередко «разбивают» джексоном перебежку. | ||
+ | |||
+ | ; Риттбергерная тройка : RBO (разворот) LFO (тройка) LBI (неполная подсечка) '''RBO (тройка) RFI (моухок) LBI''' (перейти на правую ногу) RBO. | ||
+ | : Подводящее упражнение к прыжку «[[риттбергер]]»<ref>[http://www.tulup.ru/elements/45/troika_ritbergerovaya.html Тройка ритбергерная (Backward power three turn) - Элементы фигурного катания<!-- Заголовок добавлен ботом -->]</ref>. На задней тройке фигурист должен держать свободную (левую) ногу вперёд-накрест, а перед тем, как сделать моухок — совершить свободной ногой элегантное движение вокруг тела. | ||
+ | |||
+ | == Дорожка шагов == | ||
+ | [[Файл:Nana Takeda 2005 Croatia Cup Ex.jpg|thumb|left|Выпад — один из элементов, украшающих дорожку шагов.]] | ||
+ | В одиночном и парном катании разрозненные шаги считаются [[связующие элементы в фигурном катании|связующими элементами]]. Но если исполнить шаги длинной цепочкой один за другим, получается зачётный элемент — так называемая «дорожка шагов». | ||
+ | |||
+ | Дорожка шагов, как обязательный элемент короткой и произвольной программы фигуристов, имеет свои правила, хотя фигуристы, как правило, стараются разнообразить движения и включать декоративные элементы или движения руками. Умеренные движения корпусом также требуются по правилам ИСУ.<ref name="isu rules">{{cite web|url=http://www.isu.org/vsite/vfile/page/fileurl/0,11040,4844-183415-200633-121139-0-file,00.pdf|title=Communication No. 1445 Single and Pair Skating|lang=en|accessdate=26.11.2008|publisher=[[Международный союз конькобежцев|ИСУ]]|archiveurl=https://www.webcitation.org/68F1zoY9A|archivedate=2012-06-07}}</ref> Однако Алексей Мишин в книге «Фигурное катание на коньках» отмечает, что в дорожках оценивается прежде всего сложность и мастерство в исполнении шагов.<ref name="mishinscating">{{книга|часть = Глава 11. Тактика построения коротких и произвольных программ|заглавие = Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ |ссылка = http://www.tulup.ru/articles/99/glava_11_taktika_postroenija_korotkih_i_proizvolnyh_programm.html|ответственный = Под общ. ред. [[Мишин, Алексей Николаевич|А. Н. Мишина]] |место = М.|издательство = Физкультура и спорт|год =1985 |страниц = 271 }}</ref> | ||
+ | |||
+ | В правилах 2018‒19 есть два типа дорожек — техническая (<code>StSq</code>) и хореографическая (<code>ChSq</code>). В короткой программе катают только техническую дорожку. В произвольной мужчины и женщины катают сначала техническую, потом хореографическую, пары — только хореографическую. Техническая дорожка оценивается как техническим специалистом (B, 1, 2, 3 или 4, в зависимости от сложности и разнообразия шагов), так и судьями (от −5 до +5, в зависимости от качества исполнения). Хореографическая — только судьями. Хореографическая дорожка у женщин и пар должна содержать [[Спирали в фигурном катании|спираль]]. | ||
+ | <!-- | ||
+ | Кое-что из этого надо раскомментировать, перечитав правила!! — Mercury | ||
+ | |||
+ | Дорожки бывают трех типов: по прямой ({{lang-en|straight line}}, фигурист пересекает каток), по кругу ({{lang-en|circular}}) или в форме серпантина ({{lang-en|serpentine}}).<ref name="mishin"/> Они, как правило, исполняются ближе к концу программы, но обычно все фигуристы стараются не исполнять несколько видов дорожек подряд, а чередовать с прыжками и вращениями, чтобы программа выглядела интереснее. По правилам [[ИСУ]], разные виды шагов и поворотов должны быть сбалансированы; необходимо выполнить как минимум 4 типа поворотов и 2 типа шагов.<ref name="isu rules"/> В танцах на льду дорожки классифицируются по позициям партнеров: рука-в-руке ({{lang-en|in hold}}) и параллельно друг другу ({{lang-en|not touching}}).--> | ||
+ | |||
+ | Действующие правила ИСУ регулируют исполнение дорожки следующим образом: | ||
+ | |||
+ | {{начало цитаты}}Шаги должны соответствовать ритмическому рисунку музыки. | ||
+ | {{oq|en|All step sequences should be executed according to the character of | ||
+ | the music.<ref name="isu">{{cite web|url=http://www.isu.org/vsite/vfile/page/fileurl/0,11040,4844-191593-208816-140518-0-file,00.pdf|lang=en|title=Special Regulations and Technical Rules. Single and Pair Skating and Ice Dance 2008|accessdate=8.1.2009|publisher=[[Международный союз конькобежцев|ИСУ]]|deadlink=404|archiveurl=https://web.archive.org/20081001080626/www.isu.org/vsite/vfile/page/fileurl/0,11040,4844-191593-208816-140518-0-file,00.pdf|archivedate=2008-10-01}}</ref>}}{{конец цитаты}} | ||
+ | |||
+ | {{начало цитаты}}Нельзя перемежать шаги прыжками и подскоками более чем в половину оборота, а также вращениями более чем в 1 оборот.<ref name="mishinscating" /> | ||
+ | |||
+ | {{oq|en|Step sequences may include small jump-like movements with not | ||
+ | more than half a revolution.<ref name="isu"/>}}{{конец цитаты}} | ||
+ | |||
+ | В парном катании и танцах на льду в дорожку запрещается включать поддержки. Если в любую из дорожек будет включен запрещенный элемент (например, прыжок более, чем в 1 один оборот), то техническая бригада снимает с фигуристов баллы.<ref>{{cite web|url=http://www.fsonline.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=42&Itemid=85|title=Произвольный танец сезона 2008-2009|accessdate=8.1.2009|publisher=Фигурное катание online|archiveurl=https://www.webcitation.org/68F20VugW|archivedate=2012-06-07}}</ref> | ||
+ | |||
+ | {{начало цитаты}}Разрешено делать небольшие остановки, попадающие в такт музыки. | ||
+ | {{oq|en|Short stops in accordance with the music are | ||
+ | permitted.<ref name="isu"/>}}{{конец цитаты}} | ||
+ | |||
+ | В парном катании поощряется смена рук и положения партнеров (то есть партнер и партнерша меняются местами) по ходу исполнения, а также близость их друг к другу.<ref name="isu"/> | ||
+ | {{clear}} |
Текущая версия на 12:49, 25 ноября 2018
Шаги в фигурном катании соединяют все элементы программы в единое целое[1]. Они представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке.
Разные шаги и повороты корпуса, выполняемые в комбинации, называются «дорожкой шагов», которая являются обязательным элементом в программе фигуристов. Шаги могут служить для набора скорости перед прыжком или в качестве связующих элементов, то есть для украшения программы. Они создают естественный переход от одной части композиции к другой или соединяют один элемент с другим. В исполнении шагов ценится четкость, плавность и то, попадает ли фигурист в такт музыке. Елена Чайковская пишет, что шаги «должны раскрывать ритмические особенности музыки, техническое и артистическое мастерство спортсмена».
Шаги и повороты — главные критерии оценки спортсменов в танцах на льду. Например, партнеры в обязательном порядке исполняют синхронные серии твизлов — быстрых поворотов на одной ноге.
Содержание
Сводная таблица
Сложность шагов:
- зелёный — простейшие (широко применяются в обучении катанию на коньках). Простейшие безымянные[1] переходы с заднего хода на передний отмечены вопросительным знаком (?).
- оранжевый — простые.
- красный — сложные (признаются таковыми правилами фигурного катания[2]
Без смены ноги (на одной ноге) | Со сменой ноги (на двух ногах) | |||
---|---|---|---|---|
Без смены ребра | Со сменой ребра | Без смены ребра | Со сменой ребра | |
Без смены направления | Дуга, петля | Перетяжка | Основной шаг, беговые шаги, подсечки, шассе, кроссролл | |
Со сменой направления (развороты в движении) |
Крюк, выкрюк | Тройка, скобка, твизл | ?, моухок | ?, чоктау |
Дуги
Дугой называется участок, на котором фигурист едет на одной ноге, в одном направлении и на одном ребре. Длина участка не играет роли: это может быть и коротенькая дуга в 30–40 см, присущая каскаду «любой прыжок — риттбергер», и проезд в половину катка.
Дуги — основа фигурного катания, и фигуристов учат уверенно держать ребро, а на длинных дугах — демонстрировать красивую позу. Одно из первых упражнений — разучивание дуг в форме полукруга поочерёдно на двух ногах.
Простейшая из обязательных фигур называется «дугой», «голландским шагом» или «кругом». Это круг, диаметром примерно в 10 длин конька фигуриста, исполненный три раза на каждой ноге. Коэффициент сложности всех дуг равен единице, исключение составляют дуги назад-внутрь (LBI и RBI), коэффициент сложности которых равен двум.
Запись шагов
Дуги характеризуются тремя параметрами: нога, направление и ребро. Ноги различают правую (R) и левую (L); направления — вперёд (F) и назад (B), рёбра — внутреннее (I) и внешнее (O). Шаги записывают как последовательность дуг. Например, простейший разворот в движении — вальсовую тройку — можно записать как LFO → LBI → RBO.
Дополнительно детальное описание шага может содержать обозначение положения свободной ноги, плеч и участка соприкосновения лезвия конька со льдом.
Петля
Петля считается сложным шагом: чтобы проехать по самопересекающейся траектории, нужно совершить сложное движение корпусом, руками и свободной ногой. Петли исполняются, как правило, в дорожках шагов.
Шаги без смены ноги
Тройка
Тройка (Шаблон:Lang-en) — поворот на одной ноге со сменой ребра конька и направления движения. Тройка, пишет Алексей Мишин в книге «Фигурное катание на коньках», выполняется за счет небольшого разворота плеч и бедер в сторону движения.[3] Она называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры 3:[4] каждое ребро оставляет дугообразный след, а изгиб посередине формируется во время смены ребра. Тройка — базовый элемент фигурного катания и основной способ изменить направление движения по льду. Именно тройку и моухок начинающие фигуристы выучивают в первую очередь. Кроме того, она используется в заходах на прыжки тулуп и флип. Это наиболее часто встречающийся поворот в танцах на льду.[3]
Скобка
Скобка — поворот на одной ноге, оставляющий след наподобие фигурной скобки «}». Скобки считаются сложным видом поворота и исполняются, как правило, только в дорожках шагов. Она похожа на «тройку», но более сложна в исполнении, потому что во время тройки зубец поворачивается внутрь окружности, по направлению движения, а в скобке — в противоположную сторону.[5] В произвольном катании распространены две последовательных скобки в разные стороны: сначала конёк двигается зубцом назад, потом оказывается зубцом вперёд, а потом опять назад.
Если на тройке фигурист разворачивается за счёт реакции льда, то скобка выполняется против реакции льда, за счёт движения корпусом в противоположную сторону.
Крюк
Крюк (Шаблон:Lang-en) — это поворот на одной ноге. В отличие от троек и скобок, где конек в начале и в конце движется по единой линии, в выкрюках направление меняется на противоположное. Если представить, что фигурист движется по окружности вдоль бортика катка, то в тройках и скобках после поворота конька он продолжает движение в прежнем направлении, а после крюка происходит смена окружности.[6] Это выглядит так, будто фигурист заходит на поворот-тройку, а выходит из «скобки».
Выкрюк
Выкрюк — это обратный вариант крюка. Он выглядит так, как будто фигурист заходит на скобку, а выходит тройкой.
Выкрюки и крюки используют для простой смены направления, но чаще их можно увидеть в дорожках шагов и в обязательных танцах у танцоров на льду.
Перетяжка
Элемент фигурного катания, при котором вес тела спортсмена, скользящего на одной ноге, плавно переносится с внутреннего на наружное ребро. После перетяжек, как правило, остается след в виде «змейки».
Твизл
Во время исполнения твизлов (Шаблон:Lang-en) фигурист поворачивается на одной ноге по часовой или против часовой стрелки,[7] одновременно перемещаясь по дуге или прямой. От вращения твизл отличается тем, что спортсмен не остается на одной точке, а двигается по льду. Предпочтительно, если фигуристы поднимают руки вверх.[8]
Серии твизлов выполняются партнерами в танцах на льду, где этот элемент является обязательным. Кроме того, он в обязательном порядке выполняется в синхронном фигурном катании. Твизлы являются одним из наиболее сложных танцевальных элементов.[3]
Шаги со сменой ноги
Основной шаг
Шассе
Простой танцевальный шаг, напоминающий основной. Внешняя нога отталкивается как обычно, внутренняя — лишь слегка поднимается.
Кроссролл
Танцевальный шаг со сменой ноги. Фигурист делает дугу на наружном ребре, после чего свободная нога заносится вперёд накрест с опорной. Заодно — упражнение на скольжение на внешнем ребре.
Подсечка
Подсечка (Шаблон:Lang-en) используется для набора скорости, при заходах на прыжки и вращения.[9] Подсечка считается простым связующим компонентом, поэтому если фигурист в промежутках между сложными элементами (например, прыжками) будет передвигаться по льду только подсечками, без сложных шагов и поворотов, его программа станет менее интересной с хореографической точки зрения, потеряет в сложности, красоте и будет оценена судьями ниже.
Беговой шаг
Последовательность подсечек вперед или назад.
Шаги со сменой ноги и направления
Моухок
Моухок (Шаблон:Lang-en) — шаг со сменой направления движения, в котором участвуют обе ноги.[10] Обычно используется именно для смены направления движения или в дорожках шагов, но может служить и для захода на прыжок флип.
Простейший разворот LBO → RFO (применяемый, например, для захода на аксель) моухоком считать не принято[1]. В любом случае, «настоящий» моухок (LFI → RBI или LFO → RBO) приходится специально разучивать, в то время как простейший разворот обычно «приходит» сам по себе, с отработкой езды спиной вперёд. Некоторые специалисты признают слово «моухок» только за красивыми танцевальными шагами — а не за бесхитростным переходом спереди назад из одиночного и парного катания.
Происхождение слова «моухок» таково. В начале XIX века Великобритания была увлечена индейцами, и однажды из Нью-Йорка приехал ансамбль индейцев мохоков, исполнявший воинские танцы. У них в танце было движение, напоминавшее «кораблик». А ведь именно через «кораблик» проще всего развернуться на примитивных коньках с недостаточной кривизной лезвий.[11]
Чоктау
Чоктау (Шаблон:Lang-en) похож на моухок, но при чоктау дополнительно происходит смена ребра.[12] Он чаще всего используется в дорожках шагов. Чоктау включены во многие из обязательных танцев у танцоров на льду. Простейшие шаги без противодвижения руками (например, традиционный заход на вращение RBI → LFO) чоктау называть также не принято.
Название «чоктау» впервые встречается в книге Максвелла Уитхэма (конец XIX века). Шаг, похожий на моухок, был назван по аналогии, другим индейским племенем.[11]
Наиболее известные комбинации шагов
У всех этих комбинаций шагов есть огромное количество вариантов. Здесь указан наиболее распространённый, с движением против часовой стрелки, жирным шрифтом выделено «ядро» комбинации.
- Вальсовая тройка
- RBO (разворот) LFO (тройка) LBI (перейти на правую ногу) RBO[13].
- Начинающие фигуристы не способны, совершив тройку, удержать дугу выезда[14]. Намного проще перейти на правую ногу и выехать в красивой позе. Вальсовая тройка — самый простой разворот на правильно заточенных фигурных коньках.
- Джексон
- LFO (моухок) RBO («накрыть» левой ногой) LBI (толчок левой ногой) RFI (толчок правой ногой) LFO[15].
- Противовращательные элементы — те, в которых туловище вращается против дуги движения — обычно сложны (лутц, скобка, крюк, чоктау). Джексон уникален тем, что это очень простая противовращательная комбинация. Поэтому он широко применяется в дорожках шагов детей и непрофессионалов, чтобы резко сменить направление вращения. Спортсмены нередко «разбивают» джексоном перебежку.
- Риттбергерная тройка
- RBO (разворот) LFO (тройка) LBI (неполная подсечка) RBO (тройка) RFI (моухок) LBI (перейти на правую ногу) RBO.
- Подводящее упражнение к прыжку «риттбергер»[16]. На задней тройке фигурист должен держать свободную (левую) ногу вперёд-накрест, а перед тем, как сделать моухок — совершить свободной ногой элегантное движение вокруг тела.
Дорожка шагов
В одиночном и парном катании разрозненные шаги считаются связующими элементами. Но если исполнить шаги длинной цепочкой один за другим, получается зачётный элемент — так называемая «дорожка шагов».
Дорожка шагов, как обязательный элемент короткой и произвольной программы фигуристов, имеет свои правила, хотя фигуристы, как правило, стараются разнообразить движения и включать декоративные элементы или движения руками. Умеренные движения корпусом также требуются по правилам ИСУ.[17] Однако Алексей Мишин в книге «Фигурное катание на коньках» отмечает, что в дорожках оценивается прежде всего сложность и мастерство в исполнении шагов.[18]
В правилах 2018‒19 есть два типа дорожек — техническая (StSq
) и хореографическая (ChSq
). В короткой программе катают только техническую дорожку. В произвольной мужчины и женщины катают сначала техническую, потом хореографическую, пары — только хореографическую. Техническая дорожка оценивается как техническим специалистом (B, 1, 2, 3 или 4, в зависимости от сложности и разнообразия шагов), так и судьями (от −5 до +5, в зависимости от качества исполнения). Хореографическая — только судьями. Хореографическая дорожка у женщин и пар должна содержать спираль.
Действующие правила ИСУ регулируют исполнение дорожки следующим образом:
Шаблон:Начало цитатыШаги должны соответствовать ритмическому рисунку музыки. Шаблон:OqШаблон:Конец цитаты
Шаблон:Начало цитатыНельзя перемежать шаги прыжками и подскоками более чем в половину оборота, а также вращениями более чем в 1 оборот.[18]
В парном катании и танцах на льду в дорожку запрещается включать поддержки. Если в любую из дорожек будет включен запрещенный элемент (например, прыжок более, чем в 1 один оборот), то техническая бригада снимает с фигуристов баллы.[19]
Шаблон:Начало цитатыРазрешено делать небольшие остановки, попадающие в такт музыки. Шаблон:OqШаблон:Конец цитаты
В парном катании поощряется смена рук и положения партнеров (то есть партнер и партнерша меняются местами) по ходу исполнения, а также близость их друг к другу.[20]
- ↑ 1,0 1,1 Описание танца «рокер-фокстрот»Шаблон:Ref-en, дуги 7a, 7b кавалера или 6, 7a дамы моухоком не объявлены.
- ↑ Шкала оценок на 2015-16, с. 9
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Шаблон:Книга
- ↑ Шаблон:Cite web
- ↑ Шаблон:Cite web
- ↑ Шаблон:Cite web
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокtwiz
не указан текст - ↑ Шаблон:Cite web
- ↑ Шаблон:Cite web
- ↑ Шаблон:Cite web
- ↑ 11,0 11,1 Mohawk Ice Skating Turn — Origin of the Figure Skating Term «Mohawk»
- ↑ Шаблон:Cite web
- ↑ Тройка вальсовая (Waltz three turn) - Элементы фигурного катания
- ↑ Подобное упражнение — сделать тройку наружу и проехать LBI — называется «тройка-7» , по номеру обязательной фигуры, и для начинающих намного сложнее.
- ↑ Джаксон (Jackson) - Элементы фигурного катания
- ↑ Тройка ритбергерная (Backward power three turn) - Элементы фигурного катания
- ↑ Шаблон:Cite web
- ↑ 18,0 18,1 Шаблон:Книга
- ↑ Шаблон:Cite web
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокisu
не указан текст